Как сохранить груз в рефрижераторе

Всем компаниям, которые занимаются грузовыми перевозками, важно знать, как выполняются запланированные поездки и в каком состоянии находятся грузы. Эту задачу помогают решить системы мониторинга транспорта (СМТ), которые в настоящее время неразрывно связаны с глобальными системами позиционирования (ГЛОНАСС / GPS) и с передачей навигационных данных через радиоинтерфейс. Диспетчер транспортной компании получает точную информацию о работе транспортных средств практически в режиме реального времени, при этом на контроле у одного диспетчера могут быть одновременно сотни автомобилей – обработка поступающих данных не требует постоянного участия человека.00kvteh.jpg
Современная система мониторинга транспорта может автоматически выявлять различные деструктивные действия (например, слив топлива) и нештатные ситуации (пропадание сигнала от транспортного средства, отклонение от запланированного маршрута, недопустимые значения каких-либо технических характеристик бортового оборудования) с оперативным оповещением о таких случаях диспетчера и других ответственных лиц. В России из 6 миллионов находящихся в эксплуатации грузовых автомобилей к СМТ подключены уже 2 миллиона (более 30%). Хотя для некоторых категорий транспорта массовое внедрение СМТ стало следствием законодательных инициатив и требований контролирующих органов, владельцы грузовиков чаще всего внедряют такие системы добровольно, чтобы более эффективно контролировать процесс перевозки.01kvteh.jpg

За последние 20 лет сформировался зрелый рынок систем мониторинга транспорта – предлагается огромное количество решений (как аппаратных, так и программных), позволяющих учесть специфику работы любого клиента. Есть множество интеграторов, внедряющих эти решения и одновременно аккумулирующих пожелания клиентов, чтобы решения становились ещё более интересными. К установленным в автомобилях навигационным терминалам можно подключать различные дополнительные устройства (датчики), позволяющие собирать любую информацию о ситуации в машине и на дороге. Эта возможность представляет особенный интерес в тех случаях, когда предъявляются повышенные требования к качеству работы бортовых систем автомобиля во время поездки – например, при рефрижераторных перевозках. 


Рефрижераторные перевозки 

Российские транспортные компании используют для перевозки скоропортящихся грузов порядка 500 тысяч рефрижераторов. Это достаточно дорогое оборудование: новый рефрижератор может стоить несколько миллионов рублей, соизмеримой величины достигает и стоимость находящегося в рефрижераторе груза. 


Почему портится груз? 

Интенсивность химических и биохимических процессов, происходящих в органических материалах во время их хранения и транспортировки, зависит от климатических условий – от температуры и влажности. При повышении температуры продуктов питания активизируются находящиеся в них и вокруг них микроорганизмы и насекомые, а при слишком низкой температуре лёд, образующийся внутри плодов, может разорвать их. При слишком высокой влажности многие продукты начинают гнить, а при слишком низкой – происходит избыточная усушка, также разрушающая плоды. Перечисленные нарушения режима перевозки могут привести к тому, что груз утратит потребительские свойства и не будет принят получателем. Производители молочных продуктов признают, что потери груза из-за нарушения климатического режима во время перевозки могут достигать 15%, аналогичная ситуация с другими скоропортящимися грузами. При имеющихся объёмах рефрижераторных перевозок (миллиарды тонн в год) это означает гигантский убыток, который вынуждены компенсировать перевозчики (в тех случаях, когда порча груза происходит по их вине) и страховые компании (что, в свою очередь, повышает стоимость страховки). Для перевозчика срыв доставки означает не только материальный ущерб, но и потерю доверия клиентов: заказчик не будет обращаться в транспортную компанию, которая не обеспечивает сохранность груза. Как избежать порчи груза? При наличии существенных рисков порчи груза и повреждения оборудования из-за нарушений режима перевозкиважен постоянный контроль соблюдения заданных климатических условий, так как оперативное реагирование на любые неполадки – важнейший, если не единственный способ снижения указанных рисков. При незначительных (кратковременных) нарушениях режима восстановлением работоспособности рефрижератора можно заняться после поездки, но иногда для спасения груза требуются более активные действия: перенаправление рефрижератора в сервисный центр или к ближайшему складу. Необходимый уровень оперативности может обеспечить подключение рефрижераторов к СМТ, но сложилась парадоксальная ситуация: большинство внедряемых рефрижераторных решений позволяет только регистрировать фактическую температуру внутри рефрижератора (температуру груза), чтобы зафиксировать нарушения и потом, когда ущерб уже нанесён, попытаться найти виновника. Задача предупреждения нарушений даже не ставится. Попробуем разобраться, как этот недостаток можно устранить.


Что такое рефрижератор и какие они бывают

Рефрижератор – это транспортное средство, оснащённое холодильно-обогревательной установкой и предназначенное для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов и других грузов (фармацевтическая продукция, цветы и т.п.), сохранность которых требует соблюдения определённого климатического режима – диапазона допустимой температуры и / или влажности, зависящего от вида груза и продолжительности поездки. Рефрижераторы применяются на всех видах грузового транспорта: для доставки может использоваться авторефрижератор, рефрижераторный вагон или рефрижераторное судно. На автомобильном транспорте применяют авторефрижераторы – автомобили, прицепы и полуприцепы с теплоизолированными кузовами.02kvteh.jpg
Существует несколько типов рефрижераторных установок:

1. Автономный рефрижератор имеет собственный дизельный двигатель с собственным топливным баком, проходит техническое обслуживание по собственному графику, не зависит от двигателя автомобиля (может работать в одном и том же режиме при движении и на остановках). Автономные рефрижераторы предназначены для перевозки больших объёмов груза (обычно более 5 тонн) на большие расстояния (в том числе – междугородние и международные перевозки).

2. Рефрижератор с приводом от двигателя представляет собой дополнительное оборудование, подключаемое к автомобилю: двигатель транспортного средства является одновременно двигателем холодильно-обогревательной установки. Это наиболее экономичный, эффективный и удобный вид рефрижераторов для перевозки небольших грузов на небольшие расстояния (например, для ежедневной доставки продуктов питания со склада в розничные торговые точки в пределах города). У некоторых моделей есть возможность подключения к электросети, что позволяет установке работать при выключенном двигателе автомобиля.

3. Эвтектическая холодильная установка – это промышленные моноблоки, которые монтируются в изотермическом кузове транспортного средства и используются для транспортировки замороженных продуктов. Низкая температура груза поддерживается за счёт предварительной аккумуляции холода: во время стоянки эвтектические панели подключаются к электросети. Для обогрева эвтектическая установка использоваться не может. Применение установки эвтектического типа позволяет не допустить избыточного поступления тепла в кузов через открытые двери во время выгрузки.Средства контроля работы рефрижераторной установки.

Обычно владельцы рефрижераторов устанавливают для контроля климатического режима температурные регистраторы (логгеры). Эти устройства фиксируют с помощью подключаемых к ним датчиков температуру и, в ряде случаев, влажность. Значения контролируемых параметров с заданной периодичностью сохраняются в памяти логгера, а для удобства контроля текущего состояния в составе логгера может быть предусмотрен дисплей.

03kvteh.jpg
Плюсы и минусы логгеров (температурных регистраторов)

Сохранённые данные можно просмотреть после поездки с помощью соответствующего программного обеспечения, подключив сам логгер или его модуль памяти к компьютеру. Если установить логгер с дисплеем в кабине (некоторые модели допускают такой вариант монтажа), то водитель сможет следить за температурой груза, не прерывая движение. Каждый датчик, подключаемый к логгеру, фиксирует только один параметр работы системы и только в одной точке, поэтому для получения полной картины необходимо установить много дополнительных датчиков, что приводит к значительным затратам, а также требует проведения монтажных работ, нарушающих целостность рефрижератора. Есть неудобства и при анализе информации, собранной множеством независимых датчиков – необходимо совмещать все показания на единой шкале времени, чтобы выявить, например, причинно-следственную связь между частотой открывания дверей и повышением температуры груза. Интеграция датчиков температуры / влажности или логгеров в СМТ (посредством подключения к навигационному терминалу) облегчает анализ, но количество необходимых датчиков не уменьшает, а количество контролируемых параметров – не увеличивает. 


Плюсы и минусы контроллеров рефрижераторной установки

Контроллер рефрижератора является «мозгом» всего агрегата, он предназначен для управления холодильной установкой и уже установлен на заводе-изготовителе. Требуемая температура перевозки груза вводится с помощью специального пульта, и контроллер поддерживает её, выбирая периоды включения компрессора, интенсивность работы вентиляторов и т.п. Датчики контроллера, которые установлены производителем в наиболее подходящих точках без нарушения целостности системы, получают следующие параметры:

• Фактическую температуру груза;

• Температуру окружающей среды;

• Режим работы установки (непрерывный, автоматический, разморозка);

• Состояние дверей фургона (открыто / закрыто);

• Режим работы дизельного двигателя рефрижератора (обороты двигателя);

• Моточасы работы дизельного и электрического двигателей рефрижераторной установки;

• Предупреждения и ошибки в результате самодиагностики рефрижераторной установки.05kvteh.jpg
Контроль всех перечисленных параметров обеспечивает значительно более точное представление о текущем состоянии груза, чем фиксация только его фактической температуры, и даже позволяет прогнозировать дальнейшее изменение условий перевозки. Некоторые из этих параметров являются внутренней информацией контроллера рефрижератора и не могут быть получены с помощью независимых датчиков. Например, только от контроллера можно получить значение заданной требуемой температуры груза, что необходимо для решения очень важных задач:

• В начале перевозки: контроль соответствия установленных условий (заданной температуры) типу перевозимого груза;

• Постоянно в течение поездки: контроль соответствия фактической и заданной температуры с оповещением водителя и / или диспетчера о превышении допустимого отклонения.

Недостатком работы с контроллером рефрижератора является отсутствие удобного средства передачи данных водителю при использовании рефрижераторного прицепа или полуприцепа – надо тянуть провода между кабиной и отцепляемой частью транспортного средства, иначе придётся периодически останавливать машину и подходить к кузову. А для оперативного информирования диспетчера (аналогично СМТ) требуется дорогое фирменное устройство, предназначенное для удалённого управления контроллером – такое решение зависит от марки рефрижератора и существенно ограничивает выбор диспетчерского программного обеспечения. Дополнительные сложности возникают у крупных транспортных компаний, эксплуатирующих рефрижераторы нескольких производителей одновременно – им приходится приобретать и эксплуатировать сразу несколько учётных систем. 


Новый уровень контроля рефрижератора: устройство iQFreeze*

Как совместить оперативность обработки информации, которую предоставляет СМТ, с полнотой информации о работе рефрижератора, которую может обеспечить только доступ к его контроллеру, и при этом избежать жёсткой привязки к производителю оборудования? Оказывается, такое решение уже есть!  Специализированное бортовое устройство адаптер-регистратор iQFreeze* представляет собой электронный модуль, который монтируется на рефрижераторной установке.06kvteh.jpg
Для обмена данными с СМТ прибор подключается к навигационному терминалу по шине CAN или интерфейсу RS-232, то есть тем же способом, что и множество других устройств. В СМТ передаются все параметры, которые может предоставить контроллер рефрижератора, включая требуемую температуру груза. Никакие дополнительные датчики в рефрижераторе устанавливать не нужно – iQFreeze* получает всю необходимую информацию непосредственно от контроллера, подключаясь к разъёму, предусмотренному производителем именно для этой цели. Фирменное устройство для удалённого управления контроллером рефрижератора также не требуется. Устройство iQFreeze* совместимо с различными моделями рефрижераторов крупнейших зарубежных производителей: ThermoKing, Carrier, Zanotti. Список поддерживаемого оборудования постоянно расширяется. С iQFreeze* уже работают наиболее популярные в России СМТ: «АвтоГРАФ» производства компании «Техноком» и «Виалон» производства компании «Гуртам». Следует отметить, что iQFreeze* является открытой системой, то есть данное устройство может работать с любым навигационным терминалом. Подключая iQFreeze* к системе мониторинга, владельцы рефрижераторов получают надёжный и эффективный инструмент контроля режимной перевозки в реальном времени, позволяющий на ранней стадии распознать большинство неисправностей холодильного оборудования, своевременно устранить их, а значит – уменьшить или полностью предотвратить риск порчи груза.