Полезная информация

Постановление № 153 ЭРА-ГЛОНАСС: приказ, категории ТС, установка


Уважаемые перевозчики, в связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2018 г. № 153 и участившимися случаями получения Перевозчиками предписаний РОСТРАНСНАДЗОРа предлагаем оперативно обеспечить комплекс услуг для выполнения требований Постановления.

Наша компания осуществляет продажу и установку сертифицированного (Соответствует ТР ТС 018/2011) терминала ЭРА-ГЛОНАСС/устройства АСН полностью соответствующего Постановлению Правительства 153).

Наши специалисты помогут получить USIM карты и заключить договор с АО «ГЛОНАСС» на оказание услуг по идентификации АСН в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

Категории ТС для обязательного установки ГЛОНАСС согласно Постановлению № 153


  • М2 — автобусы массой не более 5 тонн и количеством мест помимо водителя не более 8, осуществляющие перевозки пассажиров;
  • М3 — автобусы массой более 5 тонн и количеством мест помимо водителя более 8, осуществляющие перевозки пассажиров;
  • N1 — транспортные средства, максимальной массой не более 3,5 тонн, осуществляющие перевозку опасных грузов;
  • N2 — транспортные средства, максимальной массой свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн, осуществляющие перевозку опасных грузов;
  • N3 — транспортные средства, максимальной массой более 12 тонн, осуществляющие перевозку опасных грузов;


Исключения для установки ГЛОНАСС по 153 ПП

В исключение попадают следующие ТС:

“Требования, предусмотренные настоящими Правилами, не применяются в отношении транспортных средств, используемых для обеспечения органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, органов внутренних дел, а также используемых физическими лицами для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.”

То есть оборудование не нужно устанавливать на транспорт, принадлежащий военным, МВД и физическим лицам, использующим машины в личных целях.

Если на транспорте уже установлен ГЛОНАСС мониторинг

Ранее, до появления постановления № 153, ТС указанных категорий также нужно было оснащать терминалами ГЛОНАСС. Оснащение производилось и регулировалось следующими нормативными документами:


  • ПП №641 от 25 августа 2008 года
  • приказ Минтранса РФ от 31 июля 2012 г. № 285.


В текущем постановлении учтен этот факт. Если на транспорте установлено оборудование ГЛОНАСС, то в него просто нужно установить SIM-карту ЭРА-ГЛОНАСС и произвести настройку АСН для передачи данных в систему ЭРА-ГЛОНАСС.

Это условие выполнимо только в том случае, если ранее установленные терминалы ГЛОНАСС осуществляют передачу данных по протоколу EGTS (современные российские терминалы мониторинга транспорта его, как правило, поддерживают)

Установка АСН с ЭРА-ГЛОНАСС отвечающих требованиям 153 постановления

Новое оборудование АСН (трекеры) должно соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и иметь сертификаты соответствия требованиям к навигационному оборудованию, которые прописаны в 117 пункте (форма “2с”) Приложения № 10 этого документа.

Тахографы для физических лиц

16 октября в третьем чтении Государственной думой был принят законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».

Кроме положений, касающихся лицензирования пассажирских перевозок, изменения затронули и сферу тахографического контроля. 

В частности, в статью 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года, где определены основные термины, введено понятие тахограф, который определяется следующим образом: 

Тахограф - техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.

Кроме того, пункт 3 статьи 20 дополнится несколькими положениями. 

21 декабря этого года вступит в силу новая редакция 196-ФЗ «О безопасности движения» (в редакции закона №398-ФЗ от 20.12.2018), в которой третий пункт статьи 20 выглядит следующим образом: 

«3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, превышает восемь, обязаны:

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств.»

Новые пункты, которые предлагается добавить к обязанностям физических лиц, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, касаются непосредственно тахографов. Помимо обязанности обеспечивать оснащение ТС тахографами, предусмотрено, что физические лица должны будут соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, которые установит Правительство РФ в ПДД. 

Положения, указанные выше, дополнятся пунктами: 

«…обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к которым, а также порядок оснащения которыми, правила использования, обслуживания и контроля работы которых устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.»

Ссылка на законопроект: 

http://sozd.parliament.gov.ru/bill/262341-7

Как пользоваться цифровым тахографом

Согласно действующему законодательству, водитель должен производить регистрацию режимов своего движения, труда и отдыха. Для этого перед началом движения (в начале рабочей смены) водитель вставляет карту водителя в левый слот тахографа чипом вверх и вводит PIN-код карты (для тахографов с СКЗИ). При экипажах из двух водителей, второй (сменный) водитель должен вставляет свою карту водителя в правый слот тахографа и вводит ее PIN-код. Если PIN-код трижды ввести не правильно, карта заблокируется.

После успешного ввода кода, на дисплее устройства отобразятся данные водителя (ФИО). В том, что прибор распознал карту необходимо удостовериться, т.к. отображение данных водителя являются подтверждением успешного опознавания карты. Если распознавание не произошло – то возможно несколько вариантов: карта вставлена неправильно; карта неисправна; неисправен тахограф (в случае неисправности необходимо обратиться в мастерскую по ремонту тахографов).

После чего можно начинать движение – дальнейшая фиксация производится устройством самостоятельно. Стоит обратить внимание, что автоматически тахограф переходит только в режим «вождение» при начале движения или в режим «прочие работы» при стоянке, а вот в режим «отдых» его необходимо переводить вручную. Во избежание наказания за не соблюдение режимов труда и отдыха, не забывайте выполнять это действие при каждой стоянке транспортного средства!

Завершение рабочей смены производится изъятием своей водительской карты. Для этого необходимо нажать соответствующую клавишу на приборе, и прибор «отдаст» карту.

Считывание данных с карт водителя должно производиться не реже чем один раз в 28 дней, данные хранятся на транспотрном предприятии и при необходимости предоставляются контролирующим органам.


Использование тахографических карт должно производиться с соблюдением мер предосторожности. При завершении работы водитель (сменный водитель) должен изъять свою карту водителя из слота тахографа. Тахографические карты не подлежат передаче третьим лицам. В случае повреждения или поломки карты, а также в случае ее потери или кражи водитель должен сообщить об этом выдавшему ее ведомству. Если при этом водитель находится вдали от предприятия, и ему необходимо возвращение к местонахождению предприятия, то рейс без карты водителя может быть продолжен в течение 15 календарных дней.

По требованию представителей контрольных органов водитель обязан предоставить доступ к тахографу и к своей карте водителя. А также при необходимости, водитель должен осуществлять вывод на печать информации, записанной в тахографе и на карте.


Важно! Движение транспортного средства без карты водителя в слоте тахографа запрещено! Карту предприятия для вождения использовать нельзя!

Не устанавливайте другие карты в слоты тахографа, особенно кредитные карты, карты с печатными надписями, металлические карты и т.д. Слоты могут быть повреждены!

Нельзя использовать поврежденные или неисправные тахографические карты. Во избежание повреждений, карты нельзя сгибать, сворачивать или использовать не по назначению. Карты нельзя подвергать прямому воздействию солнечных лучей (например, на приборной панели автомобиля). Карты не должны находиться в области сильного воздействия электромагнитного излучения. Поверхность карт должна содержаться в чистоте, должна быть сухой и свободной от любых загрязнений. Загрязненные контакты тахографических карт можно очистить тряпкой либо чистящей салфеткой из микроволокна, слегка смоченными водой. Не допускается использование растворителей или бензина для очистки контактов тахографических карт!

Нельзя использовать карты после окончания их срока действия. Соответственно до истечения срока действия карты необходимо позаботится о получении новой карты.

Как сохранить груз в рефрижераторе

Всем компаниям, которые занимаются грузовыми перевозками, важно знать, как выполняются запланированные поездки и в каком состоянии находятся грузы. Эту задачу помогают решить системы мониторинга транспорта (СМТ), которые в настоящее время неразрывно связаны с глобальными системами позиционирования (ГЛОНАСС / GPS) и с передачей навигационных данных через радиоинтерфейс. Диспетчер транспортной компании получает точную информацию о работе транспортных средств практически в режиме реального времени, при этом на контроле у одного диспетчера могут быть одновременно сотни автомобилей – обработка поступающих данных не требует постоянного участия человека.00kvteh.jpg
Современная система мониторинга транспорта может автоматически выявлять различные деструктивные действия (например, слив топлива) и нештатные ситуации (пропадание сигнала от транспортного средства, отклонение от запланированного маршрута, недопустимые значения каких-либо технических характеристик бортового оборудования) с оперативным оповещением о таких случаях диспетчера и других ответственных лиц. В России из 6 миллионов находящихся в эксплуатации грузовых автомобилей к СМТ подключены уже 2 миллиона (более 30%). Хотя для некоторых категорий транспорта массовое внедрение СМТ стало следствием законодательных инициатив и требований контролирующих органов, владельцы грузовиков чаще всего внедряют такие системы добровольно, чтобы более эффективно контролировать процесс перевозки.01kvteh.jpg

За последние 20 лет сформировался зрелый рынок систем мониторинга транспорта – предлагается огромное количество решений (как аппаратных, так и программных), позволяющих учесть специфику работы любого клиента. Есть множество интеграторов, внедряющих эти решения и одновременно аккумулирующих пожелания клиентов, чтобы решения становились ещё более интересными. К установленным в автомобилях навигационным терминалам можно подключать различные дополнительные устройства (датчики), позволяющие собирать любую информацию о ситуации в машине и на дороге. Эта возможность представляет особенный интерес в тех случаях, когда предъявляются повышенные требования к качеству работы бортовых систем автомобиля во время поездки – например, при рефрижераторных перевозках. 


Рефрижераторные перевозки 

Российские транспортные компании используют для перевозки скоропортящихся грузов порядка 500 тысяч рефрижераторов. Это достаточно дорогое оборудование: новый рефрижератор может стоить несколько миллионов рублей, соизмеримой величины достигает и стоимость находящегося в рефрижераторе груза. 


Почему портится груз? 

Интенсивность химических и биохимических процессов, происходящих в органических материалах во время их хранения и транспортировки, зависит от климатических условий – от температуры и влажности. При повышении температуры продуктов питания активизируются находящиеся в них и вокруг них микроорганизмы и насекомые, а при слишком низкой температуре лёд, образующийся внутри плодов, может разорвать их. При слишком высокой влажности многие продукты начинают гнить, а при слишком низкой – происходит избыточная усушка, также разрушающая плоды. Перечисленные нарушения режима перевозки могут привести к тому, что груз утратит потребительские свойства и не будет принят получателем. Производители молочных продуктов признают, что потери груза из-за нарушения климатического режима во время перевозки могут достигать 15%, аналогичная ситуация с другими скоропортящимися грузами. При имеющихся объёмах рефрижераторных перевозок (миллиарды тонн в год) это означает гигантский убыток, который вынуждены компенсировать перевозчики (в тех случаях, когда порча груза происходит по их вине) и страховые компании (что, в свою очередь, повышает стоимость страховки). Для перевозчика срыв доставки означает не только материальный ущерб, но и потерю доверия клиентов: заказчик не будет обращаться в транспортную компанию, которая не обеспечивает сохранность груза. Как избежать порчи груза? При наличии существенных рисков порчи груза и повреждения оборудования из-за нарушений режима перевозкиважен постоянный контроль соблюдения заданных климатических условий, так как оперативное реагирование на любые неполадки – важнейший, если не единственный способ снижения указанных рисков. При незначительных (кратковременных) нарушениях режима восстановлением работоспособности рефрижератора можно заняться после поездки, но иногда для спасения груза требуются более активные действия: перенаправление рефрижератора в сервисный центр или к ближайшему складу. Необходимый уровень оперативности может обеспечить подключение рефрижераторов к СМТ, но сложилась парадоксальная ситуация: большинство внедряемых рефрижераторных решений позволяет только регистрировать фактическую температуру внутри рефрижератора (температуру груза), чтобы зафиксировать нарушения и потом, когда ущерб уже нанесён, попытаться найти виновника. Задача предупреждения нарушений даже не ставится. Попробуем разобраться, как этот недостаток можно устранить.


Что такое рефрижератор и какие они бывают

Рефрижератор – это транспортное средство, оснащённое холодильно-обогревательной установкой и предназначенное для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов и других грузов (фармацевтическая продукция, цветы и т.п.), сохранность которых требует соблюдения определённого климатического режима – диапазона допустимой температуры и / или влажности, зависящего от вида груза и продолжительности поездки. Рефрижераторы применяются на всех видах грузового транспорта: для доставки может использоваться авторефрижератор, рефрижераторный вагон или рефрижераторное судно. На автомобильном транспорте применяют авторефрижераторы – автомобили, прицепы и полуприцепы с теплоизолированными кузовами.02kvteh.jpg
Существует несколько типов рефрижераторных установок:

1. Автономный рефрижератор имеет собственный дизельный двигатель с собственным топливным баком, проходит техническое обслуживание по собственному графику, не зависит от двигателя автомобиля (может работать в одном и том же режиме при движении и на остановках). Автономные рефрижераторы предназначены для перевозки больших объёмов груза (обычно более 5 тонн) на большие расстояния (в том числе – междугородние и международные перевозки).

2. Рефрижератор с приводом от двигателя представляет собой дополнительное оборудование, подключаемое к автомобилю: двигатель транспортного средства является одновременно двигателем холодильно-обогревательной установки. Это наиболее экономичный, эффективный и удобный вид рефрижераторов для перевозки небольших грузов на небольшие расстояния (например, для ежедневной доставки продуктов питания со склада в розничные торговые точки в пределах города). У некоторых моделей есть возможность подключения к электросети, что позволяет установке работать при выключенном двигателе автомобиля.

3. Эвтектическая холодильная установка – это промышленные моноблоки, которые монтируются в изотермическом кузове транспортного средства и используются для транспортировки замороженных продуктов. Низкая температура груза поддерживается за счёт предварительной аккумуляции холода: во время стоянки эвтектические панели подключаются к электросети. Для обогрева эвтектическая установка использоваться не может. Применение установки эвтектического типа позволяет не допустить избыточного поступления тепла в кузов через открытые двери во время выгрузки.Средства контроля работы рефрижераторной установки.

Обычно владельцы рефрижераторов устанавливают для контроля климатического режима температурные регистраторы (логгеры). Эти устройства фиксируют с помощью подключаемых к ним датчиков температуру и, в ряде случаев, влажность. Значения контролируемых параметров с заданной периодичностью сохраняются в памяти логгера, а для удобства контроля текущего состояния в составе логгера может быть предусмотрен дисплей.

03kvteh.jpg
Плюсы и минусы логгеров (температурных регистраторов)

Сохранённые данные можно просмотреть после поездки с помощью соответствующего программного обеспечения, подключив сам логгер или его модуль памяти к компьютеру. Если установить логгер с дисплеем в кабине (некоторые модели допускают такой вариант монтажа), то водитель сможет следить за температурой груза, не прерывая движение. Каждый датчик, подключаемый к логгеру, фиксирует только один параметр работы системы и только в одной точке, поэтому для получения полной картины необходимо установить много дополнительных датчиков, что приводит к значительным затратам, а также требует проведения монтажных работ, нарушающих целостность рефрижератора. Есть неудобства и при анализе информации, собранной множеством независимых датчиков – необходимо совмещать все показания на единой шкале времени, чтобы выявить, например, причинно-следственную связь между частотой открывания дверей и повышением температуры груза. Интеграция датчиков температуры / влажности или логгеров в СМТ (посредством подключения к навигационному терминалу) облегчает анализ, но количество необходимых датчиков не уменьшает, а количество контролируемых параметров – не увеличивает. 


Плюсы и минусы контроллеров рефрижераторной установки

Контроллер рефрижератора является «мозгом» всего агрегата, он предназначен для управления холодильной установкой и уже установлен на заводе-изготовителе. Требуемая температура перевозки груза вводится с помощью специального пульта, и контроллер поддерживает её, выбирая периоды включения компрессора, интенсивность работы вентиляторов и т.п. Датчики контроллера, которые установлены производителем в наиболее подходящих точках без нарушения целостности системы, получают следующие параметры:

• Фактическую температуру груза;

• Температуру окружающей среды;

• Режим работы установки (непрерывный, автоматический, разморозка);

• Состояние дверей фургона (открыто / закрыто);

• Режим работы дизельного двигателя рефрижератора (обороты двигателя);

• Моточасы работы дизельного и электрического двигателей рефрижераторной установки;

• Предупреждения и ошибки в результате самодиагностики рефрижераторной установки.05kvteh.jpg
Контроль всех перечисленных параметров обеспечивает значительно более точное представление о текущем состоянии груза, чем фиксация только его фактической температуры, и даже позволяет прогнозировать дальнейшее изменение условий перевозки. Некоторые из этих параметров являются внутренней информацией контроллера рефрижератора и не могут быть получены с помощью независимых датчиков. Например, только от контроллера можно получить значение заданной требуемой температуры груза, что необходимо для решения очень важных задач:

• В начале перевозки: контроль соответствия установленных условий (заданной температуры) типу перевозимого груза;

• Постоянно в течение поездки: контроль соответствия фактической и заданной температуры с оповещением водителя и / или диспетчера о превышении допустимого отклонения.

Недостатком работы с контроллером рефрижератора является отсутствие удобного средства передачи данных водителю при использовании рефрижераторного прицепа или полуприцепа – надо тянуть провода между кабиной и отцепляемой частью транспортного средства, иначе придётся периодически останавливать машину и подходить к кузову. А для оперативного информирования диспетчера (аналогично СМТ) требуется дорогое фирменное устройство, предназначенное для удалённого управления контроллером – такое решение зависит от марки рефрижератора и существенно ограничивает выбор диспетчерского программного обеспечения. Дополнительные сложности возникают у крупных транспортных компаний, эксплуатирующих рефрижераторы нескольких производителей одновременно – им приходится приобретать и эксплуатировать сразу несколько учётных систем. 


Новый уровень контроля рефрижератора: устройство iQFreeze*

Как совместить оперативность обработки информации, которую предоставляет СМТ, с полнотой информации о работе рефрижератора, которую может обеспечить только доступ к его контроллеру, и при этом избежать жёсткой привязки к производителю оборудования? Оказывается, такое решение уже есть!  Специализированное бортовое устройство адаптер-регистратор iQFreeze* представляет собой электронный модуль, который монтируется на рефрижераторной установке.06kvteh.jpg
Для обмена данными с СМТ прибор подключается к навигационному терминалу по шине CAN или интерфейсу RS-232, то есть тем же способом, что и множество других устройств. В СМТ передаются все параметры, которые может предоставить контроллер рефрижератора, включая требуемую температуру груза. Никакие дополнительные датчики в рефрижераторе устанавливать не нужно – iQFreeze* получает всю необходимую информацию непосредственно от контроллера, подключаясь к разъёму, предусмотренному производителем именно для этой цели. Фирменное устройство для удалённого управления контроллером рефрижератора также не требуется. Устройство iQFreeze* совместимо с различными моделями рефрижераторов крупнейших зарубежных производителей: ThermoKing, Carrier, Zanotti. Список поддерживаемого оборудования постоянно расширяется. С iQFreeze* уже работают наиболее популярные в России СМТ: «АвтоГРАФ» производства компании «Техноком» и «Виалон» производства компании «Гуртам». Следует отметить, что iQFreeze* является открытой системой, то есть данное устройство может работать с любым навигационным терминалом. Подключая iQFreeze* к системе мониторинга, владельцы рефрижераторов получают надёжный и эффективный инструмент контроля режимной перевозки в реальном времени, позволяющий на ранней стадии распознать большинство неисправностей холодильного оборудования, своевременно устранить их, а значит – уменьшить или полностью предотвратить риск порчи груза.